03:22 

Кэмерон и Тарп - духовное и практичное

Анси
Настроение - спячка. Т.е. оставаться дома, как можно меньше куда-то ходить, много спать, гладить кошку и читать. Благо работа и учеба из дома позволяют такую роскошь. Поэтому и пишу я нынче чаще. Вот, хочется написать про очередные книжки, например.
   Я люблю книжки про всякий творческий сэлвдэв, это не секрет. Даже порой кажется, что чересчур люблю. По возвращению в Мск я прочитала уже пять штук (кажется, надо притормозить, ага). Поэтому продолжаю рассказывать о том, что читаю, чтобы хоть как-то оправдать эту свою книжную невоздержанность, хех. В этот раз мне достались две невероятно разные по настроению и содержанию книги.

IMG_9612

"Поиск Источника" Джулии Кэмерон.
   По "Поиску источника" я думала пытаться работать, но в процессе поняла, что не время сейчас, да и не так актуально. Потому как эта книга сильно отличается от всех её предшественниц - настроением, содержанием и даже практичностью. Она мрачная.
   Сначала пара слов про оформление, потому что не могу молчать. В наши дни стало очень трудно собрать книжки одной серии, чтобы они красиво смотрелись на полке. Окей, я понимаю, смена издательства - весомая причина сменить концепт дизайна обложки. Но даже все книги Кэмерон, напечатанные в МИФе - все с разными обложками, причем не отличающимися не только обложками, но и материалами. А обложка "Поиска источника" ещё и очень сильно дисгармонирует с содержанием на мой взгляд. "Поиск источника" - книга достаточно мрачная, а тут розовый цвет и детские акварельки...
   Ну а теперь о самой книге. Я читала пять из шести из всех переведенных на русский книг Кэмерон (кроме книги про детей, ибо не актуально), и хочу сказать, что в этой книге больше автора, чем в любой другой. Тут меньше практических заданий и историй из жизней других людей. Здесь её депрессии, и проблемы с алкоголем и, кажется, подробный дневник личного творческого кризиса. Слишком часто упоминаются Анонимные Алкоголики и бог, причем бог уже без всяких реверансов агностикам вроде "называйте эту силу как хотите, оставайтесь при своих взглядах" и т.д. Просто потому что эта книга про Джулию и про то, во что она верит, с какими демонами сражается и как спасается. Наверное, это неплохо, как наглядная демонстрация собственного применения на практике того, что она пропагандирует.
   "Поиск источника" - это поиск духовного. Эта книга получилась не совсем про творчество, она получилась вообще очень не для всех. Хотя в ней много про переживание критики и отказов, что всегда остаётся актуальным, но если вывести из книги всю духовность, то из дельных практических советов останется два: не творите в одиночестве - держитесь друзей и их поддержки ("волшебные зеркала";) и "ешьте слона по кусочкам" - искусство маленьких шагов.
   Пожалуй, из всех книг Кэмерон самой действенной и удачной остается всё же "Путь Художника" - это такая интенсивная терапия, почти реанимация. Остальные книги стоит читать просто как поддерживающие материалы и через большие промежутки времени. Это "профилактика" и "витаминный комплекс", их хорошо "принимать" при необходимости.

"Привычка к творчеству" Тавайлы Тарп.
   Эта книга заинтересовала меня уже тем, что она написана хореографом, а не писателем и не художником, как большинство ей подобных. Я ожидала взгляда с новой точки обзора и я не ошиблась. В этой книге действительно много движения и танца - в историях, примерах и даже практических упражнениях. Здесь творчество не только в голове, но во всем теле вплоть до самых кончиков пальцев.
По-моему мнению, это одна из самых толковых книг про творчество, которые мне доводилось читать. Хотя я не во всём разделяю позицию Тавайлы, пунктов, по которым я согласна на сто процентов, необыкновенно много. Тарп - по ощущениям - из творческих трудоголиков-одиночек, она рассчитывает только на себя и свою труппу, с осторожностью принимая советы и предложения со стороны. Однако в своем подходе к творческому развитию и вообще к творчеству она действует с удивительно ясной головой и здравыми идеями. И её анализ творческого процесса и возникающих на его пути проблем получился очень всесторонним и подробным.
   Мне близка мысль, что в основе любого творческого (да и любого другого) саморазвития должно лежать в первую очередь самопознание. Потому что иначе можно долго метаться от опыта к опыту, так ничего и не добившись. Совсем другое дело, когда ты понимаешь, что ты из себя представляешь, что можешь и на самом деле хочешь. Также отзывается мысль, что пережитый провал - это зачастую один из мощнейших стимулов развития (правда, лучше, чтобы он произошел наедине с самим с собой). Очень понравилось определения "ямы" - когда много всего происходит, но процесс не движется, и "колеи", чем-то похожей на "поток" Чиксентмихайи, когда находишь удачную тему и темп и движешься, не переставая, ощущая, что буквально живёшь творчеством.
   Здесь есть и о том, как искать идеи, как их развивать, как поддерживать свой творческий настрой при помощи простых ритуалов. Много примеров из личного опыта с хорошим анализом без лишних эмоций и переживаний вокруг. Есть и примеры из жизни композиторов, писателей и художников, так что тематика вовсе не ограничена одной хореографией. Если с этой книгой вдумчиво поработать, то в самом деле можно выработать привычку к творчеству. И да, работа - это ключевое слово.


@темы: арт-пси заметки, книжное

URL
   

Тень Дневника Перелётной Кошки

главная